Хотите найти новые места для путешествий и впечатлений?

Приезжайте к нам на Кольский - в мир заполярных приключений!

EnglishDeutchNederlandsОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
© Apr-2015

Добро пожаловать в Русскую Лапландию
Лопь, Лопари, Саами, Лаппи ; исконные жители Кольского Полуострова

 

Центр Культуры и ремёсел в селе Ловозеро саами кольский лапландия мурманская ловозероНародность Саами на Кольском Полуострове.
Народность лопари (Лопь, Лопари, Саамы, Лаппи) возникла на территории Скандинавии и Кольского Полуострова во 2 - 1 тысячелетиях до нашей эры в результате слияния финно-угоров, прибывших сюда с Северного Урала с пришедшими ранее (в начале 3 тысячелетия до нашей эры) племенами из междуречья Оки и Волги. Предков современных саамов называют протосаамами.  2 - 2,5 тысячелетия изолированной жизни закончились в конце первого тысячелетия нашей эры, когда сюда стали проникать русские и финские промысловики, а побережье Барнецева моря стало обживаться норвежцами. Активные и гораздо более агрессивные южане подчинили себе саамов и заставили платить дань. В то же время культура и образ жизни саамов были настолько необычными и запоминающимися, что вся земля, населенная ими, несмотря на преобладание на ней пришлых народов, вскоре стала называться Лапландией. Границы между шведской, русской и норвежской Лапландиями длительное время определялись сборщиками дани. Вследствие этого саами в пограничных районах нередко платили дань 2 или 3 королям. Избегая этого, лопарские семьи из приграничных районов стремились перебраться туда, где дань была менее обременительна, а родственные связи крепче. Нарастающая изоляция нескольких групп одного народа в течение нескольких столетий, контакты в течение последнего столетия русских лопарей с другим оленеводческим народом - коми-ижемцами, - привели постепенно к формированию заметных различий в национальном костюме, традициях, фольклоре. Но главная особенность саами, проживающих на территории 4 государств, сохранилась - они были и остались "оленным народом". В наши дни "русские" саами проживают преимущественно на севере и востоке Мурманской области, а столица Русской Лапландии - село Ловозеро.

 

Оленный народ
Русская Лапландия: Оленный народ саами кольский лапландия мурманская ловозероВ наши дни образ жизни саами мало отличается от жизни остальных цивилизованных народов, но с наступлением теплого времени года саамские семьи устремляются в потаенные лесные избушки, на дедовские угодья. Всеблага цивилизации многими пожилыми саамами ценятся меньше, чем тот образ жизни, который вели их предки столетия и даже тысячелетия назад. Возможно, предки саами достигли большего, чем мы привыкли думать. Они достигли гармонии во взаимоотношениях с природой, что пока недостижимо для нас. Природа Севера дарила в избытке саами все блага, в которых они нуждались; она их одевала, поила, кормила, в общении с ней они находили удовлетворение свим духовным запросам.

Саамская женщина в национальном костюме. Село Ловозеро, Кольская Лапландия саами кольский лапландия мурманская ловозероВ языческие времена саами обожествляли зверей и птиц, камни (сейды), деревья, землю, но особое место в саамском фольклоре занимал, конечно же, олень, точнее, человек-олень Мяндаш. Олень Мяндаш по своему желанию мог превращаться в человека. По одной легенде, от его брака с женщиной Матрёной и произошли саами, по другой - все их дети стали оленями и ушли за отцом в тундру.

Национальный костюм саами как будто впитал в себя яркие, чистые краски Кольского Севера. Любовь к ярким, жизнерадостным цветам и орнаментам проявляется у саами на каждом шагу - в отделке одежды, обуви, рукавиц, сумок, оленьей упряжи. Излюбленные цвета - красный и синий. Каждая саамская деревня отличается собственными традициями в оформлении костюмов. На фото - женщина в традиционном костюме из села Ловозеро.

 

Дополнительную информацию о Русской Лапландии и народности Саами можно найти на страницах:

© 2002 - 2015 Авторское право ООО «Кола Трэвел»